В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого для получения результата.
На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации. Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Под бережливыми технологиями понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции (услуги) с минимальными ресурсными, финансовыми и временными затратами. Таким образом, бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами.
Следовательно, бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения. Бережливые технологии позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недостатки в системе образования и за короткий срок добиваться эффективных результатов по их устранению. В случае с бережливыми технологиями повышение эффективности и поиск резервов повышения качества образовательных услуг происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, которые не добавляют ценности. Использование бережливых технологий в образовательной организации поможет:
- улучшить образовательный процесс, оптимизировать работу,
- повысить качество образования,
- обеспечить стандартизацию и визуализацию учебного процесса,
- сократить временные и финансовые потери,
- повысить трудоспособность сотрудников и сохранить человеческие ресурсы,
- повысить эффективность всей деятельности образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством.
Нормативная база: